На заре карьеры владелица центра «Сколиоз-диагностика» Марина Степкина и не думала, что когда-то станет ортопедом.
В свое время она нехотя согласилась на получение дополнительной квалификации. В итоге эта профессия стала делом ее жизни.
Центр «Сколиоз-диагностика» был зарегистрирован в июле 1998 года, перед самым дефолтом. С тех пор медицинское учреждение на каждом этапе становления и расширения встречает дополнительное противодействие из-за трудностей в экономике, но предпринимательница не унывает. Если в первые годы работы удалось вернуть валютные займы, курс которых в одночасье вырос в пять раз, то и с другими трудностями можно справиться.
Из хирургов в ортопеды
Частная медицина в жизни Марины Александровны появилась в 1997 году. В то время ее бывший преподаватель из медицинского института организовал маленькую фирму, для которой купил компьютерный оптический топограф (аппарат, который без рентгена определит все нарушения позвоночника) и собрал коллектив. Но работа не заладилась: у «отца» организации основная деятельность была в Москве, поэтому он уделял мало внимания своему омскому проекту. В коллективе назревал конфликт из-за профессиональных принципов работы, и Марина Степкина решила уйти, а вместе с ней уволились и другие коллеги.
«По базовому образованию я специализировалась в детской хирургии, когда я работала в поликлинике, пришлось выучиться на ортопеда. Тогда я и подумать не могла, что эта профессия окажется такой интересной. Когда уволились с коллегами из частной фирмы, решила, что нужно открывать свой проект. Все для этого было: интересное направление работы, коллектив. Осталось только найти помещение, купить топограф и продолжать работу по собственным методикам», — вспоминает руководитель медицинского центра «Сколиоз-диагностика».
Благодаря этим методикам удалось так устроить работу центра, что пациенты приезжают со всей страны и ближнего зарубежья.
«С одной стороны, кажется, что мы работаем, как все: диагностика, консультации, массаж, мануальная терапия, зарядка — ничего нового. Но в центре «Сколиоз-диагностика» есть программа, позволяющая подобрать индивидуальный план лечения: сколько сделать процедур, в какой последовательности, с какой процедуры начать, когда добавлять вторую. И этот подход доказал свою эффективность. К тому же у нас сильный врачебный состав, к некоторым специалистам люди специально приезжают из других регионов», — рассказывает автор проекта.
Марина Степкина начала воплощение проекта вместе с Сергеем Жуковым, а с 2003 года этот проект стал их семейным бизнесом.
В штате центра «Сколиоз-диагностика» числятся 27 человек, совместителей — только 5% от числа медперсонала.
«Это большая проблема для иных частных учреждений медицинской направленности. В совмещении нет ничего плохого, людей жизнь заставляет, но, с другой стороны, я довольна, что мои коллеги работают в первую очередь у нас. Ведь постоянная работа приводит к большей заинтересованности в качестве, эффективности», — объясняет Марина Степкина.
МЦ «Сколиоз-диагностика» тесно сотрудничал с кафедрой детской хирургии Омской медицинской академии.
С кризисами под ручку
Начинать в 1998 году пришлось с нуля. Центр был зарегистрирован за месяц до дефолта. Деньги на стартовый капитал пришлось взять в долг у знакомых и родственников. Причем для покупки медицинского аппарата нужны были доллары.
«Вообще экономические неурядицы странным образом связаны с этапами расширения проекта. Например, в 2007 году было решено отказаться от аренды и приобрести в собственность помещение. Когда в 2008-м произошел очередной кризис, мы еще не выплатили кредитные и заемные средства, ипотеку. В 2013 году начали строить уже нынешнее здание, которое значительно больше прежнего: раньше центр располагался в одноэтажном здании на 143 кв. м, а сейчас у нас уже 680 кв. м и 3 этажа. И вот опять в 2014 году попали вместе со страной в новый виток экономических проблем», — с улыбкой рассказывает Марина Степкина.
По словам предпринимательницы, она уже научилась с оптимизмом переживать экономическую нестабильность.
«Сейчас, в кризис, родились два новых проекта, которым мы уделяем особенное внимание. Во-первых, идет подготовка к тиражированию проекта. В Омске тяжело развиваться любому бизнесу, все-таки доход омичей ниже, чем у жителей других, даже соседних городов. Поэтому в ближайшее время в Тюмени мы откроем по франшизе похожий центр. Ведем сопровождение этого проекта, передали коллегам все наши наработки и методики. В будущем откроемся в Москве и Ростове-на-Дону. Есть большой интерес в Казахстане. Во-вторых, развиваем в Омске медицинский туризм. Пациенты, приезжающие к нам из других городов, жалуются, что не могут остаться на длительное лечение, потому что им негде разместиться. Особенно, если они вынуждены приезжать с семьей. Поэтому совместно с туристической фирмой «Эль-тур» мы подготовили специальный проект: наша задача — заниматься лечением, а турфирма берет на себя размещение и культурную программу для клиентов», — рассказывает предпринимательница.
Замкнутый круг
В 2004 году центр, первым из омских частных клиник, был включен в систему ОМС, после чего специалисты с оборудованием стали приезжать в школы Омска и области и проводить масштабные и бесплатные обследования детей.
«Этот проект мы задумали достаточно давно, а три года назад я узнала, что это называется социальным предпринимательством. Раньше и слова такого не было. Нам повезло, что удалось заручиться поддержкой этого проекта в региональном минздраве. В ведомстве понимают, что раннее выявление у детей проблем с осанкой и спиной очень важно для профилактики заболеваний. Тем более что мы ездим с оборудованием даже в отдаленные районы области», — рассказывает руководитель «Сколиоз-диагностики».
А вот с чиновниками от образования отношения не складываются. Специалисты готовы бесплатно обследовать всех детей, но в сами школы их часто не пускают. Директора требуют разрешения от минобразования.
«Мы пишем чиновникам много лет, а в ответ нам приходят письма, что в соответствии с законом о конкуренции нам такой бумаги дать не могут и каждая школа может решать вопрос самостоятельно. Замкнутый круг: чиновники от образования кивают на школы, а те в ответ — на департамент и министерство. В итоге мы работаем только с теми школами, в которых администрация положительно относится к нашей деятельности», — сетует руководитель медцентра.
В планах Марины Степкиной — очередная модернизация. На третьем этаже здания будет организован зал восстановительных процедур. Лечебный фитнес и тренажерный зал, работающие в соответствии с программой тренировок, разработанной специалистами из Подмосковья, будут запущены в течение года.